Судоговорение в древнем риме

Судоговорение в древнем риме

Судоговорение в древнем риме

Плутарх также отмечал, что Катон умел говорить метко и остроумно. Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба, который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства.

Ораторское мастерство Гальбы в полной мере соответствовало требованиям Цицерона к оратору, который должен уметь убеждать точными доводами, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, воодушевлять судью. Нередко Гальба произносил защитительные речи столь яркие, что заканчивались они под шум рукоплесканий. В середине II в. до н.

э. значение судебного красноречия в Древнем Риме возрастает; теория судебной речи разрабатывается на базе греческого наследия.

В коллегии адвокатов имелась определенная иерархия. Возглавлял коллегию старшина – PRIMAS. Адвокат не имел права быть судьей. Судебное учреждение, к которому прикреплялся адвокат, обладало над ним дисциплинарной властью, т.е.

могло наложить штраф, запретить на определенное время ведение дел, исключать из своих списков. Важно От адвоката зависело принять на себя ведение дела либо отказаться от него. В отдельных случаях судья назначал стороне, которая не нашла защитника, адвоката от суда. Адвокат за свою работу получал вознаграждение или гонорар в пределах справедливой умеренности. Государство иногда устанавливало максимальную плату за труд адвоката.

2. судоговорение в древнем риме

Внимание В соответствии с правилами судопроизводства в Древнем Риме уголовное преследование перед центуриями имело право возбуждать любое должностное лицо, которое обладало империем и имело возможность говорить с народом.

Приглашенный на центуриатный суд обвиняемый мог защищаться лично либо при помощи друзей.

После заслушивания свидетелей собрание переходило к анию, а председательствовавший магистрат озвучивал приговор.

Обвиняемый имел право отвратить наказание (грозившее ему) путем добровольного удаления в изгнание.

В Древнем Риме народное собрание могло выступать и как апелляционная инстанция. В случае если консул выносил приговор к смерти римскому гражданину, то подобный приговор обязательно нуждался в санкции народного собрания. В некоторых случаях судебное преследование возбуждалось сенатом, например, по делам об отравлениях и заговорах.

[attention type=yellow]

Судебная речь делилась обыкновенно на пять частей: 1) вступление; 2) изложение обстоятельств дела; 3) приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4) опровержение доводов противника; 5) заключение Начало речи должно было привлечь внимание судей и настроить их благосклонно, поэтому его необходимо было тщательно отделать, однако оно должно быть скромным по форме. Для аргументации существовал целый ряд правил. Все самые действенные приемы оратор оставлял на заключительную часть.

[/attention] Для каждой композиционной части существовали соответствующие украшения речи. Обращение во вступлении речи можно было употреблять только в исключительных случаях. Римские риторические школы старались привить ученикам навыки судебного ораторского искусства, учили подбирать аргументы, применять так называемые общие места, учили пользоваться украшениями.

И все его судебные речи, сильные по аргументации, удивительные по форме, очаровывали и подчиняли себе слушателей: он умел возбудить в них чувство сострадания к подсудимому, умел остроумным замечанием ввести противника в замешательство, заставить судью улыбнуться. Квинтилиан так оценил ораторское мастерство Цицерона: «Небо послало на землю Цицерона, по-видимому, для того, чтобы дать нам пример, до каких границ может идти могущество слова… С полной справедливостью современники провозгласили его царем адвокатуры».

История судебного красноречия

Для каждой композиционной части существовали соответствующие украшения речи. Обращение во вступлении речи можно было употреблять только в исключительных случаях.

Римские риторические школы старались привить ученикам навыки судебного ораторского искусства, учили подбирать аргументы, применять так называемые общие места, учили пользоваться украшениями. Риторы прекрасно владели правилами публичной речи, знали и учитывали законы логики, умели внушать свои мысли огромной аудитории. Знаменитым судебным оратором этого периода был Гай Папирий Карбон (ум.

Правила судопроизводства в древнем риме

Плутарх также отмечал, что Катон умел говорить метко и остроумно. Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба, который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства.

Ораторское мастерство Гальбы в полной мере соответствовало требованиям Цицерона к оратору, который должен уметь убеждать точными доводами, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, воодушевлять судью. Нередко Гальба произносил защитительные речи столь яркие, что заканчивались они под шум рукоплесканий.
В середине II в.

до н. э. значение судебного красноречия в Древнем Риме возрастает; теория судебной речи разрабатывается на базе греческого наследия.

Суд и процесс в древнем риме

Затем шла 5-я часть (Repetitio) — повторение решающих доводов, чтобы они лучше запечатлелись в сознании суда. И заканчивалась речь подведением итогов (Peroratio).

сила речей Цицерона — в их содержательности, умении подбирать веские доказательства, в логичном расположении материала.

Он постепенно и целенаправленно разбивал все нападки противников, старался не столько победить, сколько убедить.

Глубокому содержанию речей Цицерона соответствовала яркая форма. Все изобразительные средства были использованы и «разбросаны по речи с умом», особенно сильны были его патетические заключения с риторическими вопросами.

Цицерон писал: «Чтобы зажигать сердца, речь должна пылать».

Источник: http://adler-group.ru/sudogovorenie-v-drevnem-rime/

Эволюция судебного процесса в Древнем Риме

Судоговорение в древнем риме

Вначале судебная власть принадлежала царю и народному собранию, затем она перешла к консулам, а позднее эти полномо­чия перешли к преторам — высшим судебным чинам, назначаемым сенатом с 367 г. до н.э.

Судебный процесс в Древнем Риме в республиканский период

В республиканский период многие судебные разбирательства совершались в народном собрании, которое в ка­честве судебного присутствия рассматривало дела, возбужденные высшими должностными лицами:

  • преторами,
  • народными трибу­нами или
  • квесторами.

Такой процесс имел определенный обвинительный характер. Приговор выносился устно большинством голо­сов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

В судебных делах ряд чиновников имели либо один, либо два вида властных полномочий:

    1. только юрисдикцией (правом лично отправлять правосудие) обладали курульные эдилы, ведавшие сравнительно небольшим кругом судебных дел, связанных с нарушениями порядка в народ­ных собраниях, на базарных площадях во время торгов, следив­шие за доброкачественностью предлагаемых товаров и др.
    2. юрисдикцией и империумом (иначе империй – публично-правовое понятие, характеризующее высшую исполнительную власть в римской общине) обладали правители про­винций и преторы. Эдикты первых называли провинциальными, эдикты вто­рых — преторскими.

Все они составляли важный источник пра­вового и социально-управленческого регулирования в римском обществе.

Стадии судебного процесса:

    1. стадия решения о праве;
    2. стадия судебного разбиратель­ства.

Первую стадию контролировал специальный судеб­ный магистрат, которым был претор. Он рассматривал правомерность исковых требований вместе с документами, которые пред­ставлялись по его требованию.

Если собранные документы были достаточными, то претор передавал дело на решение судебной комиссии, состоявшей из нескольких судей (пре­ступления), или одного судьи (частные гражданские дела).

Судьями были частные лица, обязанные нести повинность судьи. Их список составлялся городским претором на год.

В него входили уважаемые граждане, которые перед судебным разбира­тельством обязывались приносить присягу в том, что они “будут исполнять свои обязанности согласно закону и по справедливости”.

Со II в. до н.э. возникла судебная коллегия по делам о вымогательствах и взятках, названная Постоянной комиссией. Членами комиссии были сенаторы. Обвинителем по таким делам мог стать каждый гражданин, получивший для этого разрешение от претора.

Судебное разбирательство начиналось с составления списка при­сяжных, который мог уточняться сторонами путем применения права отвода тех или иных кандидатур. Заседание открывалось речью обвинителя, за которой следовала речь обвиняемого и его защитника (патрона). Публичность и устность судоговорения строго соблюдались.

Прения сторон сопровождались представлением дока­зательств, свидетельских показаний (рабы давали показания под пыткой) и похвальных отзывов, устных или письменных, от вли­ятельных лиц.

[attention type=red]

Мнения судей фиксировались на табличке путем записи од­ного из двух решений: “освобождаю” или “осуждаю”. Претор под­считывал голоса и объявлял результат ания. По уголовно­му делу приговор исполнялся немедленно. Осужденный к смертной казни передавался в руки исполнителю приговора (ликтору).

[/attention]

Во времена Законов XII таблиц суд, по свидетельству Цице­рона, имел состязательный характер.

Одной из важных гарантий такого варианта разбирательства была традиция истолкования суда как процедуры отыскания справедли­вого решения.

Кроме того, су­дебное состязание предполагало некоторую связанность правила­ми, накладываемую на участников их собственным волеизъявлени­ем и предполагающую в некоторых случаях добровольное испол­нение судебного решения.

Весы в руках богини правосудия, как и в руках весодержателя при совершении обряда манципации, — это символ равновозмездности и взаимности в исполнении возникающих в итоге данной процедуры обязательств.

Судебный процесс в Древнем Риме в имперский период

Судебный процесс в Древнем Риме во времена перехода к авторитарному правлению стано­вился опорой диктаторской власти. Цезарь в связи с этим установил высокий имущественный ценз для судей, который фак­тически лишил возможности занимать эти должности не только малоимущий, но и средний класс.

Во времена империи большую роль в делах правосудия стали играть Совет при принцепсе и начальник императорской гвардии.

В число членов суда стал вхо­дить также начальник полиции. Социальная напряженность содей­ствовала появлению ускоренных и упрощенных форм судебного разбирательства. Появляются постоянные уголовные комиссии по делам о взятках и вымогательствах (после 149 г. до н.э.).

[attention type=green]

Учреж­даются экстраординарные суды по делам о заговорах против ус­тоев государственной жизни. Вся организация уголовной репрессии функционирует под началом императора, и подобные авторитар­но-монархические тенденции сводят на нет провозглашенные в IV в.

[/attention]

императором Константином принципы равенства граждан перед законом и правосудием.

Защита в судебном процессе в Древнем Риме

По древнему обычаю каждой стороне дозволялось иметь толь­ко одного адвоката, но впоследствии их число можно было уве­личивать. Иногда число адвокатов доходило до 12 с каждой стороны. Во время империи число адво­катов редко допускалось более двух или трех с каждой стороны. Если у обвиняемого не было адвоката, ему назначали защитника сами судьи.

Со временем законоведение стало делом сложным и трудным для усвоения и пользования, что сказалось на вознаграждениях судебного защитника в виде подарков или денег.  Законом трибуна Цинция в 204 г.

было вообще запрещено брать вознаграждение за ходатайства по делам, но с ним мало счита­лись, поскольку не было определено наказание за его нарушение, а также в силу того, что, по общему мнению, адвокаты имели право на вознаграждение уже потому только, что посвятили себя специальному изучению юриспруденции.

Окончательно денежное вознаграждение было легализовано в тот период, когда адвокатура стала профессией, а сами адвокаты стали объединяться в специальную корпорацию.

Авторитет знатоков права получил признание и со сторо­ны официальной власти. Со временем они не только руководили ведением дел в суде, не только давали советы, но и редактировали формулярные акты. Консультации (ответы) юри­стов имели такую же силу, как и собственные императорские тол­кования, и были обязательными для практикующих судей.

Продолжительность словесных прений со временем менялась. Помпей установил, что обвинитель в уголовном деле не должен говорить больше двух часов, а обвиняемый — больше трех часов.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/evoliutsiya-sudebnogo-protsessa-v-drevnem-rime

Ораторское искусство в древнем Риме : Введение

Судоговорение в древнем риме

Ораторское слово в античном Риме обладало огромной движущей силой.

По свидетельству Цицерона, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога.

«Есть два искусства, — говорил Цицерон («Речь за Мурену», 30),— которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно — искусство полководца, другое — искусство хорошего оратора».

Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин.

Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством.

«Искусство речи, — говорит Плутарх («Катон Старший», I, 1), — как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии».

Ораторское искусство, вскормленное римской политической жизнью, положенное в основу образования римского гражданина, связанное и с правом, и с литературой, наиболее полно воплотило в себе римский национальный характер.

Политика и право всегда были римлянину ближе, чем искусство и литература, которые традиционно расценивались в Риме не более как досужая забава.

Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства, а относительная свобода слова — его широкому распространению, так что красноречие в эту эпоху имело форму, доступную большинству, и носило, до известной степени, народный характер. Тацит, анализируя причины упадка красноречия в императорском Риме, в «Диалоге об ораторе» (39—40) очень выразительно говорит о той страстной заинтересованности, которую народ во вре

4

мена республики проявлял к выступлениям ораторов в судах, проходивших при стечении всего Рима, в дискуссиях в народных собраниях, где оратора воспламеняла уже сама возможность «беспрепятственно задевать всякого, сколь бы могуществен он ни был».

Наряду с общественно-политическими причинами, стимулировавшими развитие красноречия в республиканском Риме и определившими его характер, другим важным обстоятельством, воздействовавшим на его развитие, было греческое влияние, особенно усилившееся после установления господства Рима над эллинистическим миром.

Процесс усвоения и переработки греческой культуры в Риме проходил в борьбе эллинистических и латинских тенденций внутри римского общества, путем преодоления чуждых Риму тенденций в греческой культуре. Греческое влияние сказалось в различных областях римской культуры и идеологии.

Сказалось оно и на развитии римского ораторского искусства.

[attention type=yellow]

Возникнув на национально-римской почве (язык законов, дебаты в суде, сенате, народном собрании), римское красноречие окончательно развилось и оформилось под воздействием греческого ораторского искусства, с помощью греческой риторической науки.

[/attention]

Борьба эллинистических и латинских традиций в красноречии приняла форму борьбы между греческой и латинской школами риторики, которая в конечном счете отражала существование противоположных политических лагерей в римском обществе: консервативно-аристократического и демократического. Однако, несмотря на тесную связь красноречия с политической борьбой в республиканском Риме, в известной степени влиявшей на образование школ и направлений в риторике, нельзя механически связывать определенное направление в риторике с определенным направлением в политике.

Наивысшего развития римское ораторское искусство достигло в последний век республики. Его блестящим представителем был Марк Туллий Цицерон. Но вершина развития римского красноречия явилась одновременно и его конечным пределом.

Цицерон был самым крупным и вместе с тем последним представителем римского классического красноречия, достигшего в его лице совершенства, а также живой связи с интересами римского общества. Римское классическое красноречие умерло вместе с гибелью республики.

В императорский период под влиянием иных социальных условий сложился уже совершенно новый тип красноречия, которое, хотя и не было окончательно оторвано от жизни, однако не имело уже прежнего на нее влияния.

5

Установление принципата привело к уничтожению демократических свобод, что постепенно свело на нет чисто политическое красноречие. Судебное красноречие, сосредоточившись на рассмотрении гражданских и уголовных дел, лишилось того накала страстей, который прежде создавала ему политическая подоплека дел.

В то же время новая эпоха способствовала расцвету третьего вида красноречия — эпидейктического, парадного. Скудость содержания парадных речей восполнялась усиленными поисками новых выразительных средств, преувеличенным вниманием к форме.

Красноречие оформилось в особый жанр литературы и играло в ней значительную роль.

Красноречие оказало огромное (влияние на все виды литературы в Риме, на развитие и улучшение латинского литературного языка. Поэты и ораторы проходили одну школу — риторическую, и риторика неизбежно накладывала печать на все виды словесности. В свою очередь, красноречие вобрало в себя элементы других литературных жанров, в частности трагедии и комедии.

[attention type=red]

Прологи Теренция, чья деятельность относится к середине II в. н. э., принято считать образцами раннего ораторского искусства. Они содержат полемику с литературными противниками, построенную по всем правилам ораторского и юридического искусства и украшенную риторическими фигурами; еще комментатор Теренция Элий Донат (IV в. н. э.

[/attention]

) подвергал Теренция тщательному риторическому разбору и восхищался copia verborum в его прологах. Бесспорным считается влияние риторики на таких поэтов, как Вергилий и особенно Овидий. Оно сказывается не только в обилии речей в их произведениях, но и в чисто ораторском отборе фактов и деталей, в использовании риторической изобразительной техники.

Чрезмерная любовь к эффектам у Овидия — черта ораторского стиля — нередко вызывала и вызывает нарекания исследователей и читателей.

Красноречие оказало огромное влияние на римскую историографию, сделав из нее, по выражению Цицерона, genus maxime oratorium. Такие историки, как Ливий и Тацит, — не бесстрастные анналисты, занимающиеся перечислением и изложением исторических событий.

Из множества фактов они выбирают наиболее красноречивые, способные произвести сильное впечатление. В изобилии встречаются у них драматические сцены: плачущие дети, жены, с воплями цепляющиеся за своих мужей, поверженные храмы богов, оскверненные могилы предков, — т. е. характерные ораторские loci communes.

Вместо рассказа от лица самого историка для оценки событий и характеристики действующих лиц

6

вводятся речи, построенные по всем правилам риторского искусства. По мнению И. Тэна, подробно исследовавшего влияние крас норечия на историографию в книге о Тите Ливии, весь талант Ливия — в красноречии.

Он относится к истине как оратор, т. е. не как к конечной цели, а как к средству растрогать слушателя.

Естественно, от такой истории, при всех ее литературных достоинствах, трудно ожидать объективного отображения событий, верности исторической правде.

[attention type=green]

Красноречие сыграло свою роль и в формировании самого позднего по времени возникновения литературного жанра античности— романа, жанра, венчающего путь развития античной литературы.

[/attention]

Существовала даже теория, вообще выводящая роман из декламаций так называемой второй софистики, из свазорий и контроверсий, образцы которых мы находим у Сенеки Старшего.

По этой теории именно «чистая» риторика, выпестованная в риторских школах императорского Рима, дала композиционную схему и контроверсионный принцип (по-современному — конфликт), которые создали конструктивную основу романа.

Однако риторика была не единственным жанром, способствовавшим возникновению романа, хотя она, действительно, объясняет многие его формальные особенности, и прежде всего композиционные и стилистические, не говоря уже о том, что роман, как и все античные литературные жанры, содержит много вставных речей и т. п.

О вредном влиянии риторики на литературу написано достаточно много. Считалось, например, что используемые поэтами изобразительные средства, выработанные риторической наукой, вытесняют искренность, свойственную поэзии. Тем не менее огромное влияние риторики на литературу — это факт, подтверждающий то неоценимое значение, которое красноречие имело в античном мире вообще и в Риме в частности.

Предлагаемая работа не претендует на охват всех проблем, связанных с римской риторикой, а тем более на углубленную разработку вопроса о ее влиянии на литературу, заслуживающего особого изучения. Книга не включает в себя поздний период развития римского красноречия (после II в.

), когда оно продолжало функционировать преимущественно в формах, далеких от реальной жизни, — в декламациях, панегириках, похвальных речах (Апулей, панегиристы, Симмах), а страстные споры о судьбах красноречия сменились соперничеством риторов в стилистических изысках.

Она исследует историю и становление ораторского искусства в Риме, его активное взаимодействие с жизнью в республиканский период и дает анализ «Риторики

7

для Геренния» — трактата, подводящего итог развития раннего римского красноречия. В работе исследуется теория и практика ораторского искусства и их взаимоотношение в деятельности величайшего оратора Древнего Рима Марка Туллия Цицерона.

В главах о риторике императорского Рима показываются ее изменения в новых социальных условиях, расцвет школьной риторики и парадного красноречия, дается анализ классического труда Марка Фабия Квинтилиана «Образование оратора», рассматриваются судьбы римского красноречия с точки зрения такого историка, как Тацит, и причины угасания римского ораторского искусства.

Таким образом, в книге освещаются основные моменты в развитии римского ораторского искусства и рассматриваются основные риторические произведения, преимущественно в историко-литературном плане. Именно такой видели свою задачу авторы предлагаемого труда, предпринятого с такой подробностью впервые в отечественном литературоведении.

Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в древнем Риме. Москва, “Наука”, 1976.

© Издательство «Наука», 1976 г.

Источник: http://www.sno.pro1.ru/lib/kuznetsova-strelnikova_oratorskoe_iskusstvo/1.htm

Как проходил процесс Древнего Рима в суде?

Судоговорение в древнем риме

Особенностью судебного процесса в Древнем Риме была двухуровневая система рассмотрения дела. Производство делилось на две стадии: in iure и in uditio.

Характеристики судебного процесса в суде Рима

Первая стадия дела in uire проходила при участии магистрата. Им выступал чаще всего претор. Его посещали на заседании истец и ответчик. При неявке должника в назначенное время, заявитель считался выигравшим. Рассмотрение дела начиналось торжественным заявлением претензий о возврате долга, вещи, совершении действия и др.

При согласии ответчика с требованиями заключалось мировое соглашения. Процесс заканчивался на первой стадии в магистрате. Процесс строго регламентировался, правила назывались legis actio. Совершение неверных жестов или произнесение других слов, нежели были приняты в судебном ритуале, означало проигрыш дела. От латинского названия произошло наименование процесса — легисакционный.

Если спор претором не решался, то дело передавалось во вторую инстанцию. На этом этапе дело рассматривал единоличный судья или судейская коллегия. Спор решался по существу, это значит, что рассматривались все доводы сторон, принимались показания свидетелей, выступали с речью защитники. Неявка одной из сторон также означала проигрыш спора.

[attention type=yellow]

Процесс был менее формилизованным. Стороны и судьи заслушивали речи, оценивали доказательства. Обжалование вынесенного решения предусмотрено не было.

[/attention]

На позднем периоде легисакционный процесс сменил формулярный. Важное значение в нем придавалось речи претора, занимающем активную позицию при рассмотрении дела. Юридическое содержание заключалось в формуле претора.

В нем указывалось на порядок рассмотрения спора присяжным судьей. Возникают новые формы исков, основанные на новом законодательстве.

Развитию преторского права способствовало становление частной собственности и усилинием торгового оборота товаров.

Значение экстраординарного процесса в Древнем Риме

Данное производство возникло в конце классического периода государства Древнего Рима. Разделение на стадии исчезает. Дело полностью рассматривается в магистрате до вынесения судебного решения. На заключительном этапе мог привлекаться присяжный судья.

Дела начинают рассматривать в закрытых заседаниях. Процесс перестает носить публичный характер. Услуги по наведению правосудия становятся платными. Возникает требование к ведению судебного протокола, положившего начало письменному производству.

Порядок ведения формулярного процесса в Риме

В городских или перегринских судах преторы положили начало формулярному гражданскому процессу Древнего Рима.

В конце производства in uire претор выдавал директиву. Данный документ являлся основой для принятия решения судьей в следующей стадии. При рассмотрении дела претор руководствовался принципами справедливости и морали. Соблюдать досконально закон в его обязанности не входило.
Основными чертами формулярного процесса в Древнем Риме стали:

  • неформальный порядок, выражение иска в свободной форме;
  • усиление магистрата, выступившего основателем формулы, положившей начало нормам преторского права;
  • две стадии — магистрат и судьи;
  • истец вызывал ответчика в суд;
  • при in iure претор передавал директову (формулу) истцу, который отдавал ее для ознакомления ответчику;
  • присужденные суды выражались только в денежной сумме.

Возникновение формулярного процесса отмечается в 70-х годах II в. до н.э. До XVII в. одновременно существовали две формы процесса, формулярный и легисакционный. После второй вид судебного разбирательства был упрощен. По Закону Эбуция, стороны процесса могли договориться о выборе формы ведения процесса.

Формула процесса выглядела как инструкция по назначению судей и порядку разрешения спора. Документ имел 6 частей:

Главные:

  • демонстрация;
  • интенция (требования истца);
  • адъюдикация;
  • кондемнация (постановление судьи об оправдании или осуждении ответчика).

Дополнительные:

  • прескрипция;
  • эксцепция (доводы и возражения ответчика).

Экстраординарный процесс в Древнем Риме

Легисакционный и формулярный процессы относились к частному производству. Существовали также дела с особым производством (cognitioextraordinaria). Решение исходило от имени органа, представляющего государство. Разделения на стадии не происходило, доводы заслушивались перед магистратом. Решение носило обязательный характер, а не являлось оценкой обстоятельств судьей.

Экстраординарный процесс также именовался когниционным производством. Особое значение данный порядок приобрел в III в. после исчезновения формулярного процесса, в частности, в провинциях. Полностью формулярное производство исчезло в начале IV в.

Характеристики экстраординарного процесса:

  • разделение на стадии iniure и apudiudicem;
  • ведение дела должностным лицом рима;
  • отсуствуют формы исков в гражданском процессе Древнего Рима;
  • устное выступление по вопросу;
  • в поставновлении суда содержалась оценка обстоятельств, аргументы и распоряжение;
  • решение предусматривало как выплату денежной суммы, так и возврат вещи;
  • открытие дела было возможно только в течение трех лет после возникновения спора;
  • участников производства вызывал судья;
  • рассмотрение дела без ответчка считалось заочным, неявка истца стала поводом для приостановки
  • производства;
  • слушания проводились в закрытых помещениях;
  • для служащих суда организовали канцелярии;
  • предусмотрены судебные расходы;
  • за рассмотрение дела установлена пошлина;
  • обязательно ведение письменного протокола и формы ведения дела;
  • решение подлежало обжалованию в апелляционным порядке несколько раз;
  • действия (бездействия) чиновников низшего звена обжаловались вышему должностному лицу или в канцелярию императора;
  • срок для подачи жалобы устанавливался сразу после принятия решения, затем в 10 дней при Юстиниане;
  • устанавливалась иерархия доказательств;
  • действовала презумпция невиности, пока другая сторона не докажет обратное;
  • существовала нормативная база для принятия решений в отличие от формулярного процесса;
  • судебное производство вошло в компетенцию магистрат, в качестве частного дела уже не асматривалос;
  • добровольный срок на исполнение решения назначался в течение 4 месяцев;
  • контроль за исполнением постановлений магистрата осуществлялся государственными органами;
  • отменяются судебные договоры.

Различия в видах процессов Древнего Рима постепенно стирались. Заключительной стадией стало принятие экстраординального порядка производства, положенного в основу современного порядка рассмотрения дела в Европе и России.

Источник: http://drevniy-egipet.ru/kak-proxodil-process-drevnego-rima-v-sude/

История судебной системы в Древнем Риме

В период наивысшего могущества Древнего Рима подвластная ему территория простиралась от Британии до Северной Африки, от Пиренейского полуострова до Персидского залива.

Само расположение Рима на Апеннинском полуострове давало большое экономическое преимущество, так как он занимал весьма удобную в экономическом и территориальном плане стратегическую позицию. Эксплуатация рабов и мелких землевладельцев, а также крестьян, являлись основой государственного строя Древнего Рима, его правовой системы в целом.

Именно поэтому именно в Древнем Риме появилась знаменитая и уникальная система Древнеримского гражданского, цивильного права, основным моментом которой являлся установленный институт частной собственности.

Уже на заре развития человеческой цивилизации, в ту давнюю пору, когда стали возникать товарно-денежные отношения, появилась и адекватная им система юридических норм, которая древними римлянами была названа гражданским правом.

Судоговорение в Древнем Риме

Плутарх также отмечал, что Катон умел говорить метко и остроумно. Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба, который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства.

Ораторское мастерство Гальбы в полной мере соответствовало требованиям Цицерона к оратору, который должен уметь убеждать точными доводами, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, воодушевлять судью. Нередко Гальба произносил защитительные речи столь яркие, что заканчивались они под шум рукоплесканий.

Правила судопроизводства в Древнем Риме

В некоторых случаях судебное преследование возбуждалось сенатом, например, по делам об отравлениях и заговорах. Однако и в этих ситуациях сенат очень редко самостоятельно принимал решение и выносил приговор.

Лица, которым сенат предписывал провести следствие, организовать суд и вынести приговор, назывались «квесторами». С юридической точки зрения, должностное лицо, которое реализовывало уголовное правосудие, работало в связи с делегацией, т.е.

В этой связи были образованы специальные суды, которые заведовали делами о лихоимствах.

Суд и процесс в Древнем Риме

Но для этого оно должно было отвечать определенным требованиям. Во-первых, в порядке самозащиты можно было отражать только насильственное нарушение своих прав. Во-вторых, самозащита должна была направляться на защиту реальных, а не мнимых прав, признанных и охраняемых в законном порядке.

В-третьих, самозащита должна была осуществляться только непосредственно субъектом (а не по его поручению, от его имени, наемником и т. д.). Презюмировалось, что для признания самозащитой действия не могли быть превентивными, а только ответными. В этих случаях применение силы считалось дозволенным и последствия таких действий — правовыми.

Восстановление нарушенных не в порядке насилия прав запрещалось.

BzBook.ru

Плутарх также отмечал, что Катон умел говорить метко и остроумно. Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба, который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства.

Ораторское мастерство Гальбы в полной мере соответствовало требованиям Цицерона к оратору, который должен уметь убеждать точными доводами, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, воодушевлять судью. Нередко Гальба произносил защитительные речи столь яркие, что заканчивались они под шум рукоплесканий.

В середине II в. до н.э. значение судебного красноречия в Древнем Риме возрастает; теория судебной речи разрабатывается на базе греческого наследия.

Источник: http://jurist-sochi.ru/sudogovorenie-v-drevnem-rime-53871/

Апология в истории права

Судоговорение в древнем риме

Первоначально, в праве древнегреческого периода, апология являлась защитительной речью в судебном процессе. К примеру, одноимённые сочинения «Апология Сократа» у Платона и у Ксенофонта являлись двумя вариантами защитительной речи Сократа. Известными стали также «Апология» Апулея, защищающегося от обвинений в колдовстве, и апологии ритора Либания.

Определение 1

Аполо́гия (от древнегреч. «оправдание») является защитительной речью либо защитительным письмом, сочинением, текстом, направленным на защиту кого-либо или чего-либо, при этом предполагается, что объект апологии должен подвергаться нападкам извне.

В настоящий момент слово «апология» употребляют в значении чрезмерного восхваления кого-нибудь или чего-нибудь, либо защиты предвзятого характера.

Судоговорение в Древнем Риме

В Древнем Риме мощный прорыв судебного красноречия совпал с итоговым периодом Республики и закончился совместно с ней. Развитию его во множестве посодействовали блестящие образцы ораторского искусства Греции. В период, когда в Риме проявились греческие риторы, они открывали там первые школы риторики, в которые стекалась молодежь.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Один из историков Рима гласил: «Чье искусство по своей славе сравнимо с ораторским?» Противостояние рабовладельцев и рабов, плебеев и патрициев накладывало ярчайший отпечаток на ораторское искусство Рима.

Форум, где мог выступать любой свободный римский гражданин, непрерывно рассматривал обвинения в насилии, вымогательстве, изменах и пристрастии.

[attention type=red]

Крупнейшим оратором Рима и автором трудов в сфере юриспруденции являлся Марк Порций Катон Старший. Историк и агроном, государственный деятель и полководец, он являлся родоначальником латинского красноречия, и главным в его речах был их высокий внутренний смысл.

[/attention]

В то время, когда Катон выступал на стороне обвинения в судебном процессе, он обычно исходил из существа дела, логично и ясно излагал собственные мысли, давал объективные оценки явлениям. Каждый его противник был побежден.

Говорил Катон с особенным подъемом, целеустремленностью, много жестикулировал, что являлось одним из главных достоинств оратора. Базисные качества его речей представлялись:

  1. Точностью;
  2. Краткостью;
  3. Стилистическим изяществом.

Замечание 1

Приемы красноречия применялись для наиболее глубокого проникновения в сущность вопроса, к примеру, повторы использовались с целью усиления мысли, которая проникала в сознание слушателя.

Цицерон высоко оценивал Катона в образе оратора:

«Все можно говорить и благозвучнее, и с большим изяществом, но с наибольшей силой и живостью не говорится ничто».

Плутарх тоже отметил, что Катон обладал умением говорить остроумно и метко.

Славу выдающегося судебного оратора обрел Гальба. Обладающий юридическим мышлением, он умел собирать доказательства и доходчиво излагать их в своей речи.

Ораторское мастерство Гальбы в полнейшей мере соответствовало требованию Цицерона к оратору, который должен обладать мастерством убеждения точными доводами, вызывать волнение душ слушателей действенной и внушительной речью, воодушевить судью.

Часто Гальба произносил защитительные речи настолько яркие, что завершались они под шум рукоплесканий.

В середине 2 века до нашей значимость судебного красноречия в Древнем Риме возросла; теория судебной речи формируется на основе греческого наследия.

Элементы апологии

Судебная речь разделялась обыкновенным образом на следующие части:

  • вступительная часть;
  • изложение обстоятельств по делу;
  • приведение доводов в пользу собственной точки зрения;
  • опровержение доводов противника;
  • заключительная часть.

Начальная часть речи должна была привлекать внимание судей, настроить их благосклонным образом, в связи с этим его необходимо было тщательным образом отделать, но по форме оно должно являться скромным.

Для аргументации действовал целый ряд правил. Все наиболее действенные приемы оратор готовил на заключительную часть.

Для любой композиционной части имелись соответственные украшения речи. Обращение во вступлении речи можно было использовать лишь в случаях исключения.

Наиболее известные ораторы-апологисты

Римские риторические школы прививали своим ученикам навыки судебного ораторского искусства, старались научить подбору аргументов, использовать общие места, учили применять украшения.

Риторы прекрасным образом овладели правилами публичной речи, учитывали и знали законы логики, могли внушить собственные мысли громадной аудитории.

Знаменитый судебный оратор данного периода – Гай Папирий Карбон, блестяще показавший себя во множестве процессов по гражданским и уголовным делам. Цицерон причислял его к числу великих и наиболее красноречивых ораторов.

[attention type=green]

В эти же годы существовал еще один знаменитейший адвокат – Гай Скрибоний Куриондед. Цицерон именовал его поистине оратором блистательным, а речь Куриона в защиту Сервия Фульвия о кровосмешении – образом красноречия.

[/attention]

Апологические речи Марка Антония обладали политическим оттенком. Основным орудием в его защите являлся пафос. Антоний имел способность мгновенной оценки обстановки и, имея дар импровизации, прибегал то к вкрадчивости, то к мольбам, то к сдержанности, то к пробуждению ненависти.

Решительным и недостижимым, по характеристике Цицерона, судебным оратором являлся Красе. Его выступления были отличны тщательной подготовленностью.

Последним ярчайшим представителем доцицероновского периода судебного красноречия Рима являлся Квинт Гортензий Гортал.

Речь Гортензия всегда была отработанной, изящной и доступной, она покорила слушателей благородством мыслей, уместным и точным подбором конструкций и слов.

Ясность речей была достигнута тем, что оратор умелым образом отделял важнейшие пункты, анализируя и оспаривая доводы противоположной стороны, в итоге предоставлял бесспорные, новые аргументы.

Гортензий произвел два приема, каких не существовало ни у кого иного:

  • разделение, в котором он перечислял, о чем пойдет речь:
  • заключение, в нем он напоминал все доводы: свои и противника.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/apologiya_v_istorii_prava/

Нормы права
Добавить комментарий