Общее специальное и отраслевое законодательство это

Общее специальное и отраслевое законодательство это

Общее специальное и отраслевое законодательство это

ГК), в специальном нормативном акте — Законе РФ «Об акционерных обществах». Практическое значение деления нормативных актов на общие и специальные, как отмечалось, заключается в том, что специальным актам в процессе правоприменения отдается предпочтение перед общими.

Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном нормативном акте. Между общим и специальным законодательством имеется неразрывная связь. Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, поскольку использует конструкции и категории общих нормативных актов как данные.

В этом смысле без общих нормативных актов невозможно существование и тем более применение специальных нормативных актов.

При этой форме упорядочения НПА производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. б) Предметная или систематическая. Представляет собой упорядочение действующих НПА по предметному признаку, т.е. по отраслям права. 2.

Официозная (полуофициальная) – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, а потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. 3. Неофициальная.

Внешняя обработка законодательства, которая производится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.

[attention type=yellow]

Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

[/attention]

Важно Например, специальным актом является Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г., а специальными нормами в общих актах — нормы разд.

XII ТК об особенностях правового регулирования труда категорий работников (женщины, лица в возрасте до 18 лет, сезонные работники, работники транспорта и т.д.).

Дифференциация трудового права и ее результат — специальное законодательство дает всем работникам равную возможность реализовывать свои конституционные трудовые права, обеспечивая их осуществление особенностями правового регулирования труда (дифференциацией) отдельных категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от производственных вред­ностей или с учетом характера их труда, трудовой связи.

Lex specialis derogat generali

ТолкованиеПеревод  Отрасль законодательства ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — часть системы законодательства, предназначенная для регулирования определенных сфер деятельности.

В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные.


Отрасли законодательства по кругу регулируемых отношений могут совпадать с отраслями права (гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.) либо представлять массив нормативных актов, содержащих нормы, не образующих отрасль права.

Понятие “специальный закон” что это?

Например, в процессе создания и формирования системы правового обеспечения рыночных преобразований в Украине следует исходить из дифференцированности структуры и содержания современной экономики, основу которой составляют как отношения государственной собственности, так и только формирующиеся, частной.

В своем взаимодействии эти отношения и механизмы их организации устанавливают систему смешанной экономики, как единого объекта правового регулирования.
Поэтому и правовое регулирование экономики должно ориентироваться не на какую-то одну отрасль законодательства, а на комплексное правовое обеспечение с использованием частно- и публично-правовых методов регулирования.

То есть экономическое законодательство должно представить комбинацию норм всех отраслей права.

Такое подразделение нормативных актов законодательства осуществляется в зависимости от их назначения. В отличие от предыдущих классификаций нормативных актов (по их юридической силе и масштабу действия), имеющих универсальный характер, классификация по их назначению является специальной, отражающей по существу соотношение гражданского и коммерческого права.

Общие нормативные акты предназначены для всех субъектов частного права, в том числе и для предпринимателей, и закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей предпринимательской деятельности. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства.

Так, статус юридического лица определен в общих нормах ГК (п. 1 ст. 48), статус коммерческой организации — в специальных нормах ГК (ст. 50), а статус акционерного общества, кроме того (п. 1 ст.

О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барковского Константина Олеговича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 127 УПК РСФСР, пунктом 1 части первой статьи 6 и пунктом 3 части первой статьи 7 Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности“».

  • ↑ Постановление ФАС Московского округа от 03.12.2007 г. № КА-А40/11501-07 по делу № А40-51413/05-4-241
  • ↑ Черданцев А. Ф. Толкование права и договора. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2003.
  • ↑ Смирнов А. В., Манукян А. Г. Толкование норм права. М.: Проспект, 2008. С. 44 — ISBN 978-5-392-00017-3
  • ↑ Чичерин Б.

Н. Курс государственной науки.

  • Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения.
  • Смирнов А. В., Манукян А. Г. Толкование норм права. М.: Проспект, 2008. — 144 с.

Источник: http://adler-group.ru/obshhee-spetsialnoe-i-otraslevoe-zakonodatelstvo-eto/

7. общее и специальное законодательство о труде

Данный принцип выражен в целой системе коллизионных норм, смысл которых сводится к установлению, что акт определенного вида не может противоречить акту более высокой юридической силы.

В рамках действующей Конституции и федеральных законов изда­ются также указы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера.

Вместе с другими актами Президента — распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Феде­рации» (ст. 90, п. 2).

Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента РФ (ст.ст. 80-89).

Одним из вопросов правовой науки является вопрос соотношения системы законодательства и системы права.

Объективной основой отраслей права являются обособленные группы однородных общественных отношений, нуждающихся в специфических способах правового воздействия, и особых формах и методах правового регулирования.

Предметом правового регулирования инвестиций в широком смысле этого слова выступают конкретные правоотношения, складывающиеся в отдельных областях экономики: промышленности, наукоемких технологиях, добычи и переработки полезных ископаемых, сельскохозяйственном производстве и т.д.

[attention type=red]

Официозная (полуофициальная) – это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, а потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. 3. Неофициальная. Внешняя обработка законодательства, которая производится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.

[/attention]

Отрасль в свою очередь подразделяется на обособленные, но взаимосвязанные части, называемые институтами права.

В настоящее время все правовое поле делится на следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, уголовное, экологическое, гражданское, семейное, трудовое, земельное, исправительно-трудовое, уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, международное публичное и международное частное право.
В Конституции РФ 1993 г.

предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Консти­туционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, проце­дуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента.

Объективность — важнейшее свойство системы права в отличие от систематизации права, которая носит субъективный характер, т.е. зависимый от государственной воли.

К числу таких актов относятся законы о соглашениях о разделе продукции (СРП) и т.д.

Представляют ли такого рода акты механическое соединение норм и правил, имеющих комплексный характер? Отнюдь нет, хотя бы потому, что право как таковое базируется на творческом подходе и правоприменительной практике.

Общее и специальное законодательство о труде

Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, определенная степень его разработанности.

Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, твердо сложившуюся группу.

Систематизация — это всего лишь сознательно проводимое упорядочение действующих правовых норм в целях удобства пользования ими на практике. Но любое право имеет свою систему, даже если оно не систематизировано.

Консолидация — форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативные правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт. Эта форма систематизации носит производный комплексный характер. Она может производиться двумя способами. В первом случае консолидация может быть осуществлена законодателем в виде принятия новой редакции какого-либо закона.

Например, закон РСФСР «О государственной пошлине» в 1995 году был принят в новой редакции. Это официальная консолидация. Например, согласно п. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, в силу п. 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и т. д.

В настоящий момент в инвестиционной сфере действуют десятки актов федерального уровня, регулирующих как гражданско-правовые, так и публично-правовые отношения.

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты.

На уровне федерации — это акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств).

[attention type=green]

На уровне субъектов федерации — это рес­публиканские законы, акты президентов (в президентских рес­публиках), постановления правительств республик, а также нор­мативные акты республиканских органов государственного управ­ления.

[/attention]

Можно выделить определенные признаки кодифицированных актов: а) высокая юридическая цельность и внутренняя согласованность кодифицированных актов; б) стабильность и устойчивость, широкий круг регулируемых отношений.

Последние в каждой отрасли в сочетании с совокупностью способов юридического воздействия (дозволениями, запретами, позитивным обязыванием) получают своеобразное выражение, что и сказывается прежде всего на правовом статусе субъектов — главной черте материнской (основной) отрасли с точки зрения свойственных ей форм и методов регулирования*(8).

Инкорпорация справочной системы может быть произведена по запросу пользователя с использованием таких оснований, как: тематика, вид документа, дата принятия, ключевые слова и другие.

Обособить можно только то, что объективно обособляется.

Иными словами, государство, власть могут в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию, развитию, но не более того.

Важными условиями для принятия акта в форме кодекса являются следующие: 1) устойчивость, стабильность общественных отношений, составляющих его предмет правового регулирования; 2) сложившееся правовое закрепление данных отношений; 3) отраслевая принадлежность положений нормативных правовых актов, который предполагается положить в основу кодификации.

Например, согл ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=QKF1VVwgu58

При этой форме упорядочения НПА производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. б) Предметная или систематическая.

К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов федерации, Конституцией России отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и управления городов федерального значения, автономной области и автономных округов.Конституционное право – основополагающая отрасль правовой системы, объединяющая нормы регулирующие основы как общественного, так и государственного строя.

Источник: http://panzerkrieg.ru/sudebnaya-zashhita/8833-obshhee-specialnoe-i-otraslevoe-zakonodatelstvo-yeto.html

Оценка соответствия: сравнительно-правовое исследование в плоскости отраслевого законодательства, Комментарий, разъяснение, статья от 01 сентября 2014 года

Общее специальное и отраслевое законодательство это

К.ю.н., доцент,профессор кафедры правовых дисциплинКазанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”Тихомирова Лариса Александровна

Отношения, возникающие в сфере оценки соответствия регулируются законодательством о техническом регулировании, и, прежде всего, Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”. При этом указанный Федеральный закон предусматривает всего две формы оценки соответствия: декларирование и сертификацию (добровольную и обязательную).

В то же время разновидности оценок соответствия далеко не исчерпываются указанными формами и видами и не ограничиваются требованиями Федерального закона “О техническом регулировании”.

Сравнительно-правовой анализ требований международных стандартов, в частности, ГОСТ ISO/IEC 17000-2012 “Оценка соответствия.

Словарь и общие принципы”, в плоскости отраслевого законодательства РФ позволяет говорить как о множественности видов деятельности по оценке соответствия, так и о множественности ее форм.

Причем отраслевое исследование оценки соответствия через призму ИСО 17000 позволило выявить общее и особенное в механизме реализации каждого вида деятельности по оценке соответствия в целях определения единообразия (единообразного подхода) в реализации такой деятельности (безотносительно к отрасли законодательства РФ), выявления соответствующих проблем и формулирования предложений по ее совершенствованию.

В результате проведенного анализа были выделены разнообразные виды и формы оценки соответствия, классифицированные по самым разным основаниям и областям хозяйственной деятельности.

Что такое оценка соответствия, ее виды и формы, стадии и порядок ее проведения в различных сферах и отраслях законодательства, соотношение существующих видов деятельности по оценке соответствия – раскрытие этих и других вопросов позволили дать комплексную оценку предмета настоящего исследования и под другим углом зрения взглянуть на возникающие в правоприменительной практике вопросы.

В настоящем сравнительно-правовом исследовании впервые была предпринята попытка комплексного анализа действующих правовых норм, регламентирующих разные сферы общественных отношений, в целях выявления различных видов деятельности по оценке соответствия и ее форм, определения их особенностей, а также проблем, связанных с их реализацией в правоприменительной практике.

Изложенное, с одной стороны, позволит разобраться в сложном и многоступенчатом механизме реализации существующих видов деятельности по оценке соответствия, понять цель, задачи и особенности каждой формы оценки соответствия, осознать необходимость и важность ее существования в регулировании соответствующей сферы общественных отношений, с другой стороны, исключить дублирующие формы оценки соответствия на один и тот же предмет применительно к одной отрасли законодательства.

Несмотря на то, что Федеральный закон “О техническом регулировании” достаточно четко определил сферу его регулирования, а также разграничил ее от стандартов и отношений, на которые действия указанного Федерального закона не распространяются, анализ отраслевого законодательства через призму международных и национальных стандартов в области оценки соответствия показал, что, в то же время прослеживается единый подход в раскрытии и реализации многообразных видов деятельности по оценке соответствия безотносительно к разграничиваемым Федеральным законом отношениям. А это, в свою очередь, диктует необходимость в принятии закона, определяющего общие положения, принципы и требования к осуществлению деятельности по оценке соответствия, особенность которой предопределяется сферой регулирования и устанавливается соответствующими отраслевыми нормативными правовыми актами. Считаем, что на законодательном уровне должен быть единый ориентир, от которого должны отталкиваться отраслевые нормы во избежание возникающих коллизий, пробелов, расхождений. Так, в целях установления единообразия в определении механизма реализации деятельности по оценке соответствия предлагается принять соответствующий федеральный закон, определяющий не только виды и формы оценки соответствия, основные ее принципы и стадии, процедуры и документы, принимаемые по результатам проведения такой оценки, но императивные требования к процессу и содержанию, ответственность за несоблюдение указанных требований.

Глава I. Особенности правового регулирования деятельности по оценке соответствия

Многообразие деятельности по оценке соответствия предполагает за собой и многообразие источников правового регулирования. Проведенный анализ некоторых ее видов позволяет говорить о том, что правовая регламентация деятельности по оценке соответствия охватывается разноотраслевыми правовыми нормами, неодинаковыми по своему содержанию, формам и процедурам.

В то же время, несмотря на отсутствие единого законодательного акта, который бы определял основные принципы и виды оценки соответствия, устанавливал бы общие требования к деятельности по оценке соответствия, а также порядок и процедуры оценки соответствия, нельзя не отметить единого функционального подхода, положенного в основу построения всей системы оценки соответствия (безотносительно к видам такой деятельности и ее отраслевой принадлежности и регламентации), основная заслуга которого, безусловно, принадлежит международным стандартам. Сравнительно-правовой подход в исследовании оценки соответствия через призму отраслевого законодательства поможет выявить общее и особенное в конкретно рассматриваемой деятельности по оценке соответствия, положительные и отрицательные стороны такой деятельности, выявить проблемы: существующие правовые коллизии и пробелы, и определить основные направления совершенствования деятельности по оценке соответствия как в целом, так и в части ее определенных видов.

Итак, своеобразие деятельности по оценке соответствия предопределяется своеобразием правового регулирования соответствующих общественных отношений. Поэтому важным этапом в исследовании оценки соответствия является исследовании особенностей ее правовой регламентации.

На сегодняшний день, оценка соответствия как самостоятельная область общественных отношений становится предметом регулирования Федерального закона “О техническом регулировании”. При этом в реализации законодательства о техническом регулировании система стандартизации занимает особое место, а международным и национальным стандартам (в том числе по вопросам оценки соответствия), отводится решающая роль.

К сожалению, оценка соответствия в том понимании, в каком раскрывает и регламентирует ее указанный Федеральный закон, не охватывает все многообразие существующих ее правовых форм и видов деятельности по оценке соответствия, что значительно ограничивает представление о ее содержании. Так, за рамками этой области общественных отношений остается ряд отраслевых норм, которые в силу установленных соответствующим законодательством положений также определяют требования к порядку осуществления разнообразных видов деятельности по оценке соответствия. Например, требования в области промышленной безопасности, которые, в силу прямого указания на это ст.1 Федерального закона “О техническом регулировании”, выводятся за рамки действия Федерального закона “О техническом регулировании” и не регламентируются соответствующим законодательством (за некоторыми исключениями), определяют основания и порядок проведения экспертизы промышленной безопасности; лицензирование в области промышленной безопасности; возможность, основания и порядок разработки обоснования безопасности опасного производственного объекта и т.д. Исходя из своей характеристики, указанные виды деятельности составляют разновидность деятельности по оценке соответствия, соответственно охватываются категорией “оценка соответствия”.

Таким образом, рассматривая разнообразные виды деятельности по оценке соответствия, предмет настоящего исследования будет выходить за рамки правовой регламентации законодательства о техническом регулировании. Поэтому особенности правового регулирования оценки соответствия будут представлены посредством анализа не только соответствующих требований о техническом регулировании, включая положения международных и национальных стандартов, но и требований отраслевого законодательства.

1.1. Особенности законодательства о техническом регулировании в части регламентации оценки соответствия

На сегодняшний день оценка соответствия как самостоятельная область общественных отношений является объектом регулирования законодательства о техническом регулировании (объектом технического регулирования).

Так, в соответствии с абз.4 п.1 ст.1 Федерального закона от 27.12.

2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании” настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия.

При этом категория “оценка соответствия” раскрывается в ст.2 Федерального закона “О техническом регулировании” следующим образом – “прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту”.

Как видим, терминология достаточно абстрактная. Поэтому в раскрытии содержания оценки соответствия важное значение приобретает раскрытие объекта и предмета технического регулирования.

Объекты технического регулирования.

По смыслу ст.1 Федерального закона “О техническом регулировании”, определяющей сферу применения настоящего Федерального закона и ст.

2, раскрывающей основные понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона, можно прийти к выводу о том, что объектами регулирования являются:

– продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

– здания и сооружения;

– определенная хозяйственная деятельность – связанные с требованиями к продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Предмет технического регулирования.

Предметом регулирования законодательства о техническом регулировании являются соответствующие общественные отношения.

Так, Федеральный закон в ст.1 раскрывает сферу его применения следующим образом:

1) определяет отношения, которые являются предметом его регулирования:

– отношения в области установления (разработки, принятия), применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям (далее – продукция) или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

– отношения в области установления (разработки, принятия) и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

– отношения по оценке соответствия.

2) определяет перечень мер и стандартов, на которые его действие не распространяются:

– на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда;

– федеральные государственные образовательные стандарты,

– положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности,

– стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг,

– стандарты оценочной деятельности,

– стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации,

– минимальные социальные стандарты,

– стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг,

– профессиональные стандарты.

При этом требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи (п.2 ст.1).

3) перечисляет отношения, которые им не регулируются: отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением следующих требований:

– санитарно-эпидемиологических требований;

– требований в области охраны окружающей среды;

– требований в области охраны труда;

– требований к безопасному использованию атомной энергии, в том числе требований безопасности объектов использования атомной энергии;

– требований безопасности деятельности в области использования атомной энергии;

– требований к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности;

– требований к безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах;

– требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;

– требований к обеспечению безопасности космической деятельности.

В последнем случае, перечисляя отношения, которые не регулируются Федеральным законом “О техническом регулировании”, законодатель в п.4 ст.1 делает некоторые исключения – “за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации”.

Соотношение законодательства о техническом регулировании и отраслевого законодательства в части регламентации оценки соответствия.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420221098

Нормы права
Добавить комментарий