Нп вс о жилищных спорах военнослужащих

Нп вс о жилищных спорах военнослужащих

Нп вс о жилищных спорах военнослужащих

После заключения нового брака Юрпалов А.В. в марте 2003 года был вселен супругой в качестве члена семьи в квартиру, находящуюся в муници­ пальной собственности.

В феврале 2003 года заявитель поступил на военную службу по кон­ тракту, которую проходил до увольнения в отставку по состоянию здоровья в апреле 2014 года. В период прохождения военной службы Юрпалов А.В. решением жи­ лищной комиссии войсковой части от 14 апреля 2004 г.

[attention type=green]

был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жи­ лой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

[/attention]

Однако после выявления факта обеспеченности заявителя жилым по­ мещением он был снят с жилищного учета решением жилищной комиссии от 26 марта 2014 г., утвержденным в тот же день командиром воинской части. Отказывая в удовлетворении заявления, гарнизонный военный суд ис­ ходил из того, что Юрпалов А.В.

Жилищное обеспечение военнослужащих вооружённых сил российской федерации

Важно При разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.

1 статьи 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Внимание Социальные гарантии и компенсации при исполнении обязанностей военной службы 30.

An error occurred

4. При решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ).

Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства.

Общая характеристика жилищных споров с участием военнослужащих

На основании этого документа государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений.
Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации № 80 от 15 февраля 2000 г. « О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 Жилищного кодекса РФ.

Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются исходя из уровня обеспеченности их жильем.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в пункте 2 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы. 32.

Дело № 204-кг15-10

При разрешении заявлений об оспаривании отказа в увольнении с военной службы в связи с нарушением условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

45.

В связи с изложенным судам при разрешении споров в отношении военнослужащих, освобожденных от воинских должностей, необходимо учитывать, что зачисление их в распоряжение командиров (начальников) на территории военных баз не производится и вопросы дальнейшего прохождения ими военной службы должны решаться путем плановой замены либо путем увольнения с военной службы или зачисления в распоряжение командиров (начальников) на территории Российской Федерации в пределах срока нахождения в распоряжении.

15.

Исходя из положений абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 15, абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы при разрешении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства. 49.

Судьям военных судов подсудны также дела о совершенных военнослужащими административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.

[attention type=yellow]

В таких случаях подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.
Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.

[/attention]

При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них (пункт 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Основная гарантия для военнослужащих – невозможность увольнения без обеспечения жилыми помещениями, если военнослужащий прослужил более 10 лет, а само увольнение по так называемым «льготным основаниям» — достижение предельного возраста, состояние здоровья и организационно штатные мероприятия.

Для реализации жилищных прав, военнослужащий в обязательном порядке должен быть признан нуждающимся в получении жилого помещения, причём, это важно, такое признание должно быть в установленном законом порядке, и обязательно ДО увольнения.

При этом военнослужащий и члены его семьи признаются нуждающимися независимо от имущественного положения (признания малоимущими не требуется).

При признании нуждающимся в получении жилого помещения учитываются жилые помещения, находящиеся в собственности или по договору соцнайма как у самого военнослужащего, так и у членов его семьи.

Источник: http://alfa-urist.ru/np-vs-o-zhilishhnyh-sporah-voennosluzhashhih/

Военная ипотека и судебная практика решения жилищных споров

Нп вс о жилищных спорах военнослужащих

Как и любое масштабное мероприятие, военная ипотека не обходиться без судебных разбирательств. Большинство обращений в суд связанных с военной ипотекой, вызвано недоработкой законодательных актов, либо неправильным применением законов чиновниками.

Некоторые судебные споры возникают из-за юридической неподготовленности участников НИС, и нежелания вникать в суть законов, гарантирующих им предоставление жилья.

В связи с этим у многих возникают проблемы с подачей и оформлением документов, необходимых для предоставления военной ипотеки, что влечёт нарушение сроков включения их в реестр или даже снятия с очереди на получение недвижимости.

Всего этого можно было бы избежать, уделив в своё время должное внимание сбору и подаче документов, а также проконсультировавшись у грамотного юриста, разбирающегося в этой теме.

Основные аспекты судебных споров

Большинство судебных споров по жилищным вопросам связано с обеспечением военных-очередников жилплощадью, а также часть затрагивает воросы по военной ипотеке:

Несмотря на достаточно продолжительное время существования программы накопительно-ипотечной системы, все ещё возникают проблемы с внесением военнослужащих в списки, нуждающихся в жилье, и реестры участников НИС. Кроме того, договора соцнайма заключаются в порядке очерёдности, которая определяется по дате постановки на учёт.

Проблемы возникают в связи с тем, что существует категория военнослужащих, имеющих право на получение недвижимости вне очереди, а также неправильным оформлением документов, чиновниками, в связи с чем, нарушаются права очередников.

Судебная практика по накопительно ипотечной системе говорит о том, что подобные споры решаются как правило в пользу военнослужащих.

В случае с НИС, если время регистрации в реестре пропущено не по вине военного, вся положенная за пропущенное время сумма начисляется на его счёт, а время учитывается с момента возникновения оснований.

Нормы предоставления жилой площади, предоставляемой военным бывают нарушены. Как правило, квартиры выдаются с меньшей площадью, чем положено. Такие вопросы также решаются в пользу военного. Выданные же сверх меры квадратные метры, суд обязывает оплатить, либо придётся ждать другой, более подходящей по квадратуре квартиры.

Как постановил Верховный суд – жилье военнослужащим, это основа социального обеспечения, и понятия «бомж» и «офицер» никак не совместимы. Согласно букве законодательных актов реализация военнослужащими своего права на жилье никак не связана с зависимостью от принадлежности помещения к государственному жилищному фонду.

То есть, военнослужащий, проживающий в служебной квартире, которую он не имеет права приватизировать, не может быть уволен без предоставления ему другого жилого помещения. И в данном случае не имеет значения, кем была допущена ошибка при оформлении документов, на судьбу офицера и его семьи — это не должно повлиять.

Образец искового заявления о предоставлении жилья военнослужащему можно найти в интернете на правовых порталах, а также рекомендации по его составлению.

Судебные споры при разводе

Раздел квартир при разводе одна из наиболее часто встречающихся в судебной практике проблем.

С каждым годом решения по таким делам только увеличивается. И связано это не столько с увеличением количества пар, подающих на развод, а с проблемами, возникающими при разделе недвижимости.

Основная вопрос связан с тем, что недвижимость, приобретённая по военной ипотеке, остаётся в залоге у банка-кредитора, и в случае судебного разбирательства представители банка высказываются категорически против раздела залогового имущества. Более того, многие банка до заключения ипотечного кредита требуют от заёмщиков заключения брачного договора, которым супруг (супруга) отказывается от залоговой недвижимости.

Судебная практика по жилью военнослужащим, в части решения споров, связанных с заключением подобного брачного договора, показывает, что они решаются в пользу военнослужащего, т.е. недвижимость полностью сохраняется за ним.

Однако этот договор может быть оспорен:

  1. В связи с рождением детей и внесением сумм материнского капитала в счёт погашения задолженности по ипотеке.
  2. Обширного ремонта или перепланировки сделанной супругами в квартире за счёт общих семейных денег.
  3. Внесения общих денег в счёт погашения первоначальной суммы по кредиту, или помощи со стороны родственников супруга военнослужащего.

В таких случаях решение суда может быть неоднозначным и зависит от множества факторов.

Например, дело, где рассматривается раздел имущества и оспаривание правомерности брачного договора в связи с рождением ребёнка, которое не было оговорено в договоре, и дело где принимается во внимание не только рождение ребёнка, но и частичное погашение кредита средствами материнского капитала могут решиться совершенно по-разному.

При последних условиях супруга имеет больше шансов на получение доли в недвижимости, так как участником сделки становиться и ребёнок, получивший право на долю собственности в квартире.

Существует и практика отстаивания своих интересов военнослужащими и у Росвоенипотеки. Большинство споров связано с возвратом денежных средств, потраченных на оформление военной ипотеки.

[attention type=red]

В зависимости от региона и банка кредитора, такие расходы могут составлять приличные суммы, около 30 тысяч рублей, а то и больше.

[/attention]

В данном случае Росвоенипотека и судебная практика признали права военнослужащих на понесённые ими личные расходы, связанные с оценкой квартир и страхованием рисков. В связи с чем, по таким делам вынесено немало положительных решений в пользу военных.

В общем и целом выходит, что, несмотря на всеобщую критику, звучащую в адрес программы Военная ипотека, судебные решения по большому счету выносятся в пользу военнослужащих. Главное не теряться и не бояться отстаивать свои права, а также перед подачей искового заявления проконсультироваться со специалистом.

Общий бал: 8Проало: 3

Источник: https://GosVoenIpoteka.ru/page/sudebnaja-praktika-reshenija-zhilishhnyh-sporov

Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, Обзор судебной практики от 18 августа 2015 года

Нп вс о жилищных спорах военнослужащих

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

Общие положения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона от 27.05.

98 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, в соответствии с данной статьей, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

– военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

– офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

– прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Согласно п.14 ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимся начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить место жительства, предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом 2.

1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий – преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий – научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

[attention type=green]

Согласно статье 44 Федерального закона от 06.02.

[/attention]

97 N 27-ФЗ “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации” военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу по контракту в воинских частях по охране важных государственных объектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и члены их семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее в настоящей статье – проживающие совместно с ними члены их семей), на период прохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваются служебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014 N 210-КГ14-5

Исковые требования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении ему распределенного жилого помещения по избранному месту жительства в связи с обеспечением ранее жильем за счет государственного жилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом и обратился в суд.

Позиция суда: решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, Кривцу К.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьи Северного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании президиума флотского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации заявителю и его представителю отказано.

Однако Верховный суд не согласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства в Кривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве члена семьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерации они не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет.

Согласно п.14 ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявитель правомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства после увольнения с военной службы с учетом супруги и дочери.

Иск об обязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовского областного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковые требования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязании предоставить жилое помещение.

Позиция суда: Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А. отказано.

Вышестоящий суд согласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условием обеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категории является принятие решения органами местного самоуправления о принятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включении их в список нуждающихся в жилых помещениях.

[attention type=yellow]

Однако, как следует из материалов дела, истец является включенным в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты “Комсомольская правда” ОАО “Ростовуголь” непригодным для проживания по критериям безопасности.

[/attention]

Как следует из материалов дела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасска разъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию города с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался с заявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано по каким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилого помещения

1.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420294823

Дело № 204-КГ15-10 от 20.08.2015 – Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация

Нп вс о жилищных спорах военнослужащих

г. Москва20 августа 2015 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Рос­ сийской Федерации в составе

председательствующегоКрупнова И.В.,
судейВоронова А.В., Замашнюка А.Н.
при секретареЗамолоцких В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по кассационной жалобе представителя командира войско­ вой части Власова А.В. на апелляционное определение Уральского ок­ ружного военного суда от 6 ноября 2014 г.

, которым отменено решение Че­ лябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г.

по заявлению быв­ шего военнослужащего войсковой части майора запаса Юрпалова А В об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части , утвержденной командиром, об исключении заявителя и членов его семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части Никонова В.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам во­ еннослужащих

установила:

апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. отменено решение Челябинского гарнизонного военного су­ да от 30 мая 2014 г. об отказе в удовлетворении заявления Юрпалова А.В.

, в котором он просил признать незаконным утвержденное командиром войско­ вой части решение жилищной комиссии той же воинской части от 26 марта 2014 г.

об исключении заявителя из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По делу принято новое решение об удовлетворении заявления, решение жилищной комиссии признано незаконным и на комиссию возложена обя­ занность по рассмотрению вопроса о включении Юрпалова А.В. и членов его семьи в списки нуждающихся в получении жилого помещения.

Определением судьи Уральского военного суда от 24 февраля 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя воинского должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отка­ зано.

В кассационной жалобе представитель командира войсковой части , утверждая о правомерном исключении заявителя из числа нуждающих­ ся в жилом помещении ввиду незаконной постановки его на жилищный учет в ноябре 2004 года, просит апелляционное определение отменить ввиду су­ щественного нарушения норм материального права, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.

В обоснование жалобы он указывает, что Юрпалов А.В. в связи с за­ ключением первого контракта о прохождении военной службы после 1 янва­ ря 1998 года, отсутствия необходимой выслуги лет и оснований для увольне­ ния не мог быть признан в 2004 году нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, он не сдал ранее полученную от государства квартиру и после расторжения брака не принял мер к выделению причитающейся ему доли, что само по себе является препятствием к повтор­ ному получению жилья.

Однако окружной военный суд эти обстоятельства неправомерно признал не имеющими значения при рассмотрении вопроса о законности решения жилищной комиссии.

[attention type=red]

Также в жалобе указывается на ошибочный вывод суда апелляционной инстанции о праве заявителя на служебное жилье, поскольку по месту воен­ ной службы он обеспечен жильем для постоянного проживания в качестве члена семьи в квартире, нанимателем которой является его супруга.

[/attention]

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в су­ дебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассаци­ онной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит апел­ ляционное определение подлежащим отмене.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения су­ дебных постановлений в кассационном порядке являются существенные на­ рушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на ис­ ход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита на­ рушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в сле­ дующем.

Из материалов дела следует, что Юрпалов А.В.

в период прохождения военной службы с августа 1988 года по ноябрь 1992 года за счет федерально­ го органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, был обеспечен в марте 1992 года по установленным нормам жилым помеще­ нием для постоянного проживания, которое после расторжения брака он ос­ тавил бывшей супруге и сыну, отказавшись от приватизации квартиры, а за­ тем выехал из нее в январе 1995 года.

После заключения нового брака Юрпалов А.В. в марте 2003 года был вселен супругой в качестве члена семьи в квартиру, находящуюся в муници­ пальной собственности.

В феврале 2003 года заявитель поступил на военную службу по кон­ тракту, которую проходил до увольнения в отставку по состоянию здоровья в апреле 2014 года.

В период прохождения военной службы Юрпалов А.В. решением жи­ лищной комиссии войсковой части от 14 апреля 2004 г.

[attention type=green]

был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жи­ лой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

[/attention]

Однако после выявления факта обеспеченности заявителя жилым по­ мещением он был снят с жилищного учета решением жилищной комиссии от 26 марта 2014 г., утвержденным в тот же день командиром воинской части.

Отказывая в удовлетворении заявления, гарнизонный военный суд ис­ ходил из того, что Юрпалов А.В.

распорядился ранее полученным от госу­ дарства жилым помещением и не может его сдать, что лишает заявителя пра­ ва на повторное обеспечение жильем в порядке, установленном Федераль­ ным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон «О статусе военнослужащих»).

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об удовле­ творении заявления, окружной военный суд сослался в обоснование принято­ го решения на право Юрпалова А.В. быть обеспеченным в период военной службы служебным жильем ввиду заключения им первого контракта после 1 января 1998 г.

Неверным окружной военный суд посчитал и вывод гарнизон­ ного военного суда о необходимости сдачи заявителем ранее полученного от государства жилья, поскольку в связи с расторжением брака и последующим снятием с регистрационного учета он утратил право не только проживания, но и пользования этим жилым помещением.

Такие выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют об­ стоятельства дела и не основаны на законе.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военно­ служащих» во взаимосвязи с подп. «д» п.

[attention type=yellow]

10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных поста­ новлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в каче­ стве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счет государст­ ва один раз.

[/attention]

Кроме того, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе воен­ нослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых воен­ нослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за ис­ ключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В связи с изложенным правильным является вывод гарнизонного воен­ ного суда о том, что в том случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, преду­ смотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осу­ ществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полу­ ченного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Такие разъяснения законодательства даны в п. 27 постановления Пле­ нума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г.

№ 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, во­ енной службе и статусе военнослужащих».

Однако данные положения нор­ мативных правовых актов и разъяснения Верховного Суда Российской Феде­ рации судом апелляционной инстанции применены не были.

При таких данных утрата Юрпаловым А.В.

права пользования жилым помещением, предоставленным ему в период прохождения им военной службы с августа 1988 года по ноябрь 1992 года, обусловленная отказом зая­ вителем от приватизации квартиры и добровольным выездом из нее, то есть причинами, связанными с его волеизъявлением, не свидетельствует о нали­ чии у него права на повторное обеспечение жильем за счет государства.

Что касается расторжения заявителем брака, то это обстоятельство, во­ преки выводу суда апелляционной инстанции, само по себе не свидетельст­ вует об утрате Юрпаловым А.В. на основании ч. 4 ст. 31 ЖК РФ права поль­ зования жилым помещением, поскольку, давая согласие на его приватиза­ цию, без которого она в силу ст.

2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г.

№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федера­ ции» была бы невозможна, заявитель исходил из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу.

Из изложенного следует, что положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распро­ страняются на бывших членов семьи собственника приватизированного жи­ лого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица, к которым относится заявитель, имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

[attention type=red]

Такие разъяснения законодательства даны в п. 18 постановления Пле­ нума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О не­ которых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищ­ ного кодекса Российской Федерации», которые также были оставлены без внимания судом апелляционной инстанции.

[/attention]

Вопреки выводу окружного военного суда, Юрпалов А.В. в период во­ енной службы не имел права и на служебное жилье.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые поме­ щения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установ­ ленным в ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми поме­ щениями в соответствующем населенном пункте.

Поскольку из материалов дела следует, что заявитель с момента по­ вторного поступления на военную службу проживает в качестве члена семьи в квартире, нанимателем которой по договору социального найма является его супруга, основания для его постановки на жилищный учет для получения служебного жилого помещения также отсутствовали.

Таким образом, Юрпалов А.В. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении исходя из обеспеченности его жильем за счет государства по установленным нормам. Другие основания признания заявителя нуждаю­ щимся в жилом помещении, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, по делу не ус­ тановлены.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправо­ мерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Таким образом, суд первой инстанции, признавая законным решение жилищной комиссии той же воинской части от 26 марта 2014 г.

об исключе­ нии заявителя из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, пришел к правильному выводу о том, что Юрпалов А.В.

[attention type=green]

и члены ее семьи не имеют права на восстановление в списках нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном не основан на законе.

[/attention]

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определе­ ния Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. и оставления в силе решения Челябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. по делу по заявлению Юрпалова А В в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, оставить в силе решение Челябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г.

по заявлению Юрпалова А.В. Председательствующий И.В. Крупнов Судьи: А.В. Воронов А.Н. Замашнюк

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/204-%D0%BA%D0%B315-10/

Нормы права
Добавить комментарий